В Петербурге заморожены десятки инвестпроектов. Они могли бы улучшить транспортную сферу и спасти памятники архитектуры

В последние годы Петербург сильно сдал в рейтинге состояния инвестклимата, который ежегодно формирует Агентство стратегических инициатив. Серьезнее всего позиции города пошатнулись в 2021 году, когда он впервые не попал в топ-5, оказавшись на восьмом месте. В 2022 году Северная столица все же поднялась на шестую строку.

По мнению уполномоченного по правам предпринимателей Петербурга Александра Абросимова, проблемы кроются в недостаточной поддержке бизнеса. Например, городу не хватает единой карты инвестора, которая бы работала в режиме «одного окна», предоставляя предпринимателям удобный доступ к информации, нужной для реализации их проектов. Это могут быть данные о подключении участков земли к сетям или сведения о преференциях, на которые может претендовать бизнесмен.

В результате инвесторы сталкиваются с проблемами при воплощении своих идей, а город лишается интересных социально значимых проектов, которые улучшили бы жизнь горожан. «Фонтанка» составила список наиболее крупных из них, которые по разным причинам были поставлены на паузу.

Это, например, программа, по которой предполагалось возведение 34 новых мостов. В ближайшей перспективе Смольный собирался строить Большой Смоленский мост в 3 км ниже по течению от Володарского моста. Предполагалось завершить работы к 2028 году, однако недавно губернатор признался, что сроки сдвинулись на 2030 год.

Еще один крупный инфраструктурный проект – Орловский тоннель. Это шестиполосная автотрасса, которая должна была соединить Смольную и Свердловскую набережные и призвана улучшить транспортную ситуацию. Идея строительства тоннеля появилась в 2005 году, а к 2011 году власти Петербурга отказались от нее из-за серьезного удорожания проекта.

Вернулись к этой идее в текущем году. Принять участие в финансировании проекта готов ВЭБ. РФ в сотрудничестве с АО «Метрогипротранс». Теперь от Смольного в правительстве РФ ждут концессионной инициативы с результатами транспортного моделирования. Будет ли это сделано – неизвестно.

В прошлом году пополнил список перспективных, но не реализованных идей проект строительства 61 транспортно-пересадочного узла, предложенный компанией «Мегалайн». Каждый такой узел предполагал объединение станций метро с остановками общественного транспорта и парковками, что сделало бы перемещения горожан комфортными и безопасными, без необходимости выходить на улицу при совершении пересадок. Заключив с инвестором соглашение на ПМЭФ-2021, Смольный год спустя разорвал его без объяснения причин.

Ряд проектов, которые городские чиновники не могут реализовать годами, касаются сохранения памятников архитектуры. Это, например, десятилетняя история с реконструкцией Конюшенного ведомства — бывших императорских конюшен, построенных в XVIII веке по указу Петра I. В мае 2022 года историческому ансамблю нашли нового инвестора – ООО «Бахчасарай», которое связывают с бизнесменом Годом Нисановым. Однако один из участников торгов — АО «Футуро» — не согласился с отстранением от конкурса и пожаловался в УФАС и арбитраж. Суд встал на сторону компании и признал итоги аукциона недействительными. Так что теперь трудно спрогнозировать сроки начала реставрации, в которой остро нуждается памятник.

Точно также годами тянется история с комплексом бывшего завода «Красный треугольник», где в последнее время регулярно происходят пожары и обрушения. В 2021 году город заключил инвестсоглашение с УК «БИО» – крупнейшим частным собственником на территории завода, который собирался провести редевелопмент. Однако реконструкция все не начиналась из-за отсутствия утвержденных предметов охраны. И лишь в октябре 2022 года была проведена историко-культурная экспертиза, которая заключила, что ряд корпусов завода может быть включен в реестр памятников архитектуры.

Кстати, похожая ситуация сложилась с еще одним проектом – реставрацией Апраксина двора – одного из старейших розничных рынков города, который давно имеет репутацию криминальной точки. Но если в случае с «Красным треугольником» власти тянули с экспертизой, то здесь все не могут принять закон, разрешающий передачу исторических корпусов рынка одному инвестору, минуя торги.

Напомним, еще в середине 2000-х годов объект отдали АО «Главстрой» для реконструкции. Компания имела масштабные планы по выкупу помещений у собственников и арендаторов рынка, однако, не договорившись, так и увязла с ними в судах. Провалилась и ее попытка переселить их на другой рынок. Кроме того, тогда же была проведена экспертиза, которая не позволила сносить ряд корпусов рынка. В результате город просто расторг с компанией соглашение.

В 2018 году стало известно о предложении по реконструкции, поступившем от ООО «Инвестиционно-строительная компания Апраксин Двор» (структура холдинга «Питер» Николая Пономарева). Компания стала основным инвесторам и должна была реализоваться проект до конца 2025 года. За основу она взяла концепцию архитектурного бюро «Студия 44». Этот проект предполагал превращение рынка в общественное пространство с сокращением торговой функции. Также он был утвержден Советом по культурному наследию Петербурга.

Кстати, в этом проекте хотел поучаствовать и «Главстрой», который сегодня является собственником ряда помещений рынка. Эта компания предложила создать театральный кластер в восьми корпусах. Однако ни один из планов так и не был реализован по неизвестным причинам. А возможно причина была той же и заключалась в отсутствии нужной правовой базы.

На этом история не закончилась. Прошлым летом стало известно, что новым инвестором рынка станет московский девелопер Glorax. Компания намеревалась вложить в проект реконструкции 50 млрд рублей и провести работы за пять лет, начиная с 2023-2024 годов. Однако позднее соглашение все чаще стали называть «рамочным», а значит, не требующим исполнения обязательств.