Минпромторг намерен ужесточить контроль за маркетплейсами

Автор/Источник: Freepik/Freepik.com

Российские власти вновь задумались над идеей об ужесточении надзора в сфере e-commerce, об этом стало известно из письма главы департамента развития внутренней торговли Министерства промышленности и торговли Никиты Кузнецова составу комиссии по формированию условий саморегулирования в электронной торговле.
Кузнецов призвал обратить внимание на тот факт, что в последнее время возросло количество жалоб россиян на известные маркетплейсы Ozon, «Яндекс.Маркет», Wildberries, «СберМегаМаркет», Avito и «Юла».

Чаще всего покупатели направляют жалобы на отсутствие достоверных сведений о продукции, отказ от реализации товара, увеличение сроков доставки, трудности с возвратом продукции, нарушение правил рассмотрения претензий, отмечает Кузнецов.
Для устранения указанных проблем регионы предложили федеральному ведомству ввести комплекс новых обязательных требований к деятельности маркетплейсов:
— обязать маркетплейсы публиковать сведения, которые бы позволили «однозначно идентифицировать» поставщиков товаров;
— направлять по запросу клиентов товарно-сопроводительные документы;
— не разрешать продавцам отказываться от продажи товара;
— внедрить систему промежуточных счетов, по которой оплата будет поступать продавцу после получения товара покупателем;
— внести ответственность электронных площадок за отсутствие контроля над продукцией и продавцами.
Минпромторг пояснил, что позиции значительного числа участников комиссии по этому вопросу уже получены, обсуждение состоится на ближайшем заседании.
Как отметил глава Ассоциации компаний интернет-торговли Артем Соколов, некоторые из проблемных вопросов уже урегулированы законодательством, а большинство приведут к созданию «непомерной нагрузки» на предпринимателей и способствуют «развитию потребительского экстремизма». В 2022 году Ассоциация получила свыше 1,7 тысяч жалоб от потребителей, и большинстве случаев «все разрешается в досудебном порядке», отметил Соколов.
Wildberries выразил согласие в вопросе использования промежуточных счетов. Также маркетплейс заверил, что все остальные проблемы можно решить «в диалоге».
Вместе с тем отсутствие реакции на проблемы покупателей может стать причиной подрыва доверия к сектору e-commerce и появлению «госрегулирования в жестком варианте», заявил старший аналитик Газпромбанка Марат Ибрагимов. По его словам, упорядочение ситуации в офлайн-ритейле стало возможным благодаря закону о торговле от 2010 года, пишет «Коммерсант».