Методы воздействия на бизнесменов регламентированы соглашением Генпрокуратуры и силовиков

Стало известно о подписании руководителями госструктур – Генпрокуратуры, СКР, МВД, ФСБ и ФТС – совместного соглашения, регламентирующего проведение оперативно-розыскных мероприятий в отношении предпринимателей. Речь идет о документе «Об усилении прокурорского надзора и ведомственного контроля» за органами, осуществляющими ОРМ, дознание и предварительное следствие, сообщает «Ъ».

Основными значимыми моментами является, во-первых, невмешательство в гражданско-правовые отношения компаний, а во-вторых, обязательства по обеспечению беспрепятственной работы предприятий на протяжении всего срока расследования, когда в отношении в их владельцев проводится проверка или возбуждены уголовные дела.

Необходимость в таком контроле назрела и обусловлена тем, что «нарушения требований законодательства РФ при выявлении и расследовании преступлений, совершенных в сфере предпринимательской деятельности, по-прежнему носят распространенный характер».

Итак, при проведении оперативно-розыскных мероприятий теперь силовики не могут изымать документы и носители информации, не имеющие непосредственного отношения к мероприятиям в рамках доследственной проверки или возбуждения уголовного дела.

Кроме того, если проведение таких мероприятий влечет вмешательство в гражданско-правовые отношения, то силовые ведомства, согласно подписанному документу, вообще обязаны прекратить работу по розыску.

Еще один запрет касается изъятия предметов и документов, имеющих отношение к ведению хозяйственной деятельности, если они принадлежат лицам, в отношении которых не выдвинуто подозрение либо обвинение. Впрочем, оговоримся: если эти предметы имеют непосредственное отношение к, скажем, уголовному делу, в компетенции правоохранителей их все-таки конфисковать.

Следующим важным моментом, оговоренным в межведомственном документе, является четкое соблюдение законодательства при избрании меры пресечения бизнесменам. Силовикам напоминается, что арест фигурантов по обвинению в преступлениях, связанных с предпринимательской деятельностью, не предусмотрен. Иными словами, правоохранители могут обращаться в суд с ходатайством об аресте бизнесмена только в случае конкретных оснований для этого.

В случае же заключения предпринимателя под стражу, ему должно быть предоставлено неограниченное право на встречи с нотариусом для оформления доверенностей на ведение дел от его имени.

Органам прокуратуры соглашением вменяется контроль за противоправными действиями силовиков в случаях повторных проверок одних и тех же бизнес-структур, реагирование на сигналы от предпринимателей о неправомерности проведения против них процессуальных действий.

Отдельное внимание уделяется в документе срокам расследования уголовных дел. Прокуроры на местах обязаны ставить в известность центральный аппарат ГП о превышении максимального срока расследования – 12 месяцев. Оповещать высших руководителей, вплоть до начальника следственного департамента МВД, следственного управления ФСБ и председателя СКР необходимо и в случае, когда расследование дела прекращается, а затем возобновляется в связи с выявлением новых обстоятельств.

По словам уполномоченного при президенте РФ по защите прав предпринимателей Бориса Титова, «совместное указание руководителей пяти силовых ведомств продвигает практику расследования уголовных дел в сторону уменьшения необоснованного ущерба для предпринимателей. К сожалению, в документ не вошли меры, направленные на недопущение привлечение предпринимателей к уголовной ответственности в нарушение прим.1 к ст.210 УК РФ (организованное преступное сообщество). Кроме того, некоторые проблемные вопросы невозможно решить только мерами контроля и надзора. Для их решения надо менять законодательство. Остаются нерешенными и вопросы с ознакомлением подозреваемых с постановлением о назначении экспертизы, и многое другое».

По выводам Бориса Титова, для пресечения любых возможностей злоупотребления назрела необходимость движения в сторону комплексной переработки уголовно-процессуального законодательства.