Россиян оградят от рекламы микрофинансовых организаций

Автор/Источник: Игорь Самохвалов/ПГ/«Парламентская газета»

Петербургские парламентарии выступили с инициативой о запрете рекламы микрофинансовой деятельности. Для этого они предложили внести ряд изменений в федеральное законодательство, регулирующее деятельность микрофинансовых организаций и рекламу.

Проект документа был подготовлен такими депутатами петербургского парламента, как Андрей Рябоконь, Павел Крупник, Денис Четырбок, он уже получил одобрение бюджетно-финансового комитета. Инициатива будет рассмотрена на ближайшем заседании Заксобрания Санкт-Петербурга.

По мнению авторов законопроекта, легкая доступность микрозаймов приводит к тому, что ими пользуются самые бедные слои населения. В таких организациях не нужно подтверждать свою платежеспособность, поэтому многие занимают деньги «до зарплаты». При этом парламентарии не высказывали претензий к механизму микрокредитного финансирования, авторы закона выступили против агрессивной и навязчивой рекламы микрокредитных организаций.

По их словам, из-за маркетинговых уловок у граждан создается впечатление, что они могут получить деньги бесплатно. При этом люди не анализируют свои финансовые возможности и, поверив рекламным обещаниям, оформляют микрокредиты.

Следствие этого является большая закредитованность населения. Депутаты сообщили, что этот показатель по России составляет 50%, а в отдельных субъектах достигает 85%. Кроме того, получение микрозаймов может стать причиной безработицы и снижения доходов граждан.

По данным Банка России, в прошлом году объем оформленных в МФО кредитов увеличился на 22% по сравнению с 2021 годом. Совокупная сумма таких заемов в стране достигла 365 миллиардов рублей. При этом размер задолженности вырос до 35%.

Представитель одной из отечественных кредитных организаций  Олег Платонов в ходе выступления на заседании БФК, высказал аналогичную точку зрения. Он отметил, что микрокредитные организации не принимают во внимание долговую нагрузку граждан. Поэтому в случае невыполнения долговых обязательств клиенты больше не смогут обращаться в банки из-за испорченной кредитной истории.

Вместе с тем парламентарий Дмитрий Панов отметил, что при разработке законопроекта следует внимательно обсудить критерии запрета на рекламу, чтобы этот запрет не коснулся организаций, оказывающих помощь по инициативе государства. К примеру, одной из таких организаций является петербургский Фонд кредитования малого и среднего бизнеса, который во время пандемии предоставлял займы бизнесу под 1-3%.