Прокуратуре Пермского края отказано во взыскании в доход государства 5 млн рублей с бывшего директора регионального отделения ОАО «Россельхозбанк» Якова Демина. Такое решение принял Верховный суд, отменив все вынесенные ранее в Перми и Челябинске судебные постановления по этому делу.
Как сообщает РБК Пермь, к сделкам о получении банкиром в 2011 году коммерческого подкупа применен 3-летний срок давности, исчисляемый с момента их исполнения.
Напомним, ФСБ возбудило уголовное дело в отношении Демина 7 сентября 2018 года. Его обвиняли в злоупотреблении полномочиями, повлекшем тяжкие последствия. Речь идет о выдаче двух невозвратных кредитов ООО «Экросс» на общую сумму 114 млн рублей. Через 10 месяцев после задержания уголовное преследование банкира было прекращено «за отсутствием состава преступления», сообщил РБК Демин.
Помимо получения кредитов, ООО «Экросс», как выяснилось, дважды выступило поручителем за ООО «Альбион», которое задолжало «Россельхозбанку» в общей сложности почти 159 млн рублей. Арбитражный суд Пермского края 2 октября 2015 года признал ООО «Экросс» банкротом по требованию налоговиков, признав требования от четырех кредиторов в размере 461,9 млн рублей, в том числе 335,5 млн рублей – долг «Россельхозбанку».
Единственный учредитель ООО «Экросс» Андрей Бояршинов признал вину в особо крупном мошенничестве, и в августе 2019 года был осужден на 2 года и 6 месяцев в колонии общего режима. Его показания легли в основу уголовного дела по обвинению в двух эпизодах коммерческого подкупа Якова Демина – по версии СКР, который продолжил начатое ФСБ расследование, на счет супруги Якова Демина были перечислены соответственно 2 и 3 млн рублей, а всего, по данным следствия, банкир требовал 14 млн рублей за содействие в кредитовании подконтрольных Бояршинову ООО «Экросс» и ООО «Альбион» (всего на сумму порядка 200 млн рублей).
В связи с тем, что деяния, предусмотренные ч.5 статьи 204 УК РФ относятся к преступлениям небольшой тяжести, СКР прекратило уголовное преследование Демина в 2019 году по обоим эпизодам коммерческого подкупа в связи с истечением 2-летнего срока давности.
Прокуратура обратилась в Мотовилихинский райсуд Перми с требованием взыскать сумму коммерческого подкупа – 5 млн рублей – в доход государства, и эти требования были поддержаны, однако затем были отменены Верховным судом РФ с пояснением, что на момент совершения оспариваемых сделок срок исковой давности составлял 3 года, и его течение начиналось с дня совершения сделок.