Генеральный прокурор России Игорь Краснов потребовал от подчиненных инициировать уголовные дела на силовиков за давление на бизнес, сообщила ранее пресс-служба Генпрокуратуры.
— При выявлении случаев незаконного возбуждения уголовных дел <…> ставить вопрос об уголовной ответственности виновных должностных лиц правоохранительных органов, — говорится в официальном сообщении ведомства.
Тем не менее, несмотря на прямой запрет уголовного преследования предпринимателей за экономические нарушения, против них заводят уголовные дела по статье 159 «Мошенничество» — предпринимателей годами держат в СИЗО или в лучшем случае под домашним арестом. Большие перегибы наблюдаются в отношении застройщиков и руководителей строительных компаний — по заявлению «потерпевших» массово возбуждаются уголовные дела, которые при нормальных следственных действиях не имели бы никакой перспективы.
Ярким подтверждением тому является дело директора орловской компании «Пенобетон-Орел» Олега Шаталова. В отношении предпринимателя было возбуждено уголовное дело по признакам состава преступления, предусмотренного ч.4 ст.159 УК РФ.
— Имея умысел на хищение чужого имущества путём обмана, заключил с местными жителями предварительные договоры долевого участия в строительстве многоквартирного жилого дома в населенном пункте Змиёвка Свердловского района, получив от них денежные средства на общую сумму более 5 миллионов рублей. Полученные денежные средства дольщиков подозреваемый не стал вкладывать в строительство, а распорядился ими по своему усмотрению, — говорится в официальном сообщении ведомства.
У людей неосведомленных после этого сообщения возникает образ ушлого мошенника, который постучавшись в двери к доверчивым пенсионерам и уговорив их отдать ему по 300 тысяч, исчез в неизвестном направлении с пятью миллионами в кармане.
На самом деле все обстоит иным образом. На настоящий момент предпринимателем полностью построены 3 этажа односекционного многоквартирного дома, на 60% возведен 4-й этаж здания, проведены все коммуникации, дом идет к сдаче весной следующего года. Даже неискушенному в строительстве человеку понятно, что 5 млн. рублей на выполнение такого объема работ и на возведение многоэтажного дома явно не хватит. Говорить о том, что Олег Шаталов растратил деньги граждан, нет оснований. Очевидно, что помимо этих средств Олег Шаталов вкладывал немалые собственные средства в этот проект.
Следует отметить, что уголовное законодательство ( ч.1.1 ст.108 УПК РФ) запрещает избирать меру пресечения в виде заключения под стражу в отношении лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного частями 1-4 ст.159 УК РФ в случае, если эти преступления совершены членом органа управления коммерческой организации в связи с осуществлением коммерческой организацией предпринимательской или иной экономической деятельности. Тем не менее, фотография Олега Шаталова в наручниках в момент задержания на 48 часов после допроса у следователя облетела местные СМИ.
Защита Олега Шаталова считает постановление о возбуждении уголовного дела, вынесенное главой следственного управления СУ СК РФ по Орловской области Сергеем Легостаевым не законным, так же, как и задержание предпринимателя на 48 часов, и намерена отстаивать свою позицию в суде.
— Задержание Шаталова О.И. на 48 часов, без права заключения под стражу <… > произведено с целью оказания на Шаталова О.И. психологического и физического воздействия, чем грубо нарушаются его конституционные права, — высказывается предположение в жалобе адвоката Виктора Гаврилина на имя Прокурора Орловской области Владислава Малкина (копия имеется в редакции).
В жалобе содержится любопытная информация о том, что после допроса предпринимателя «старший следователь Астахова Ю.В. была категорически против задержания Шаталова О.И, поскольку для этого не было законных основания, о чем она в присутствии Шаталова О.И. и его защитника сказала по телефону руководителю следственного отдела, после чего руководитель ходил к прокурору Свердловского района, но это не возымело никакого действия».
Что стоит за задержанием предпринимателя, депутата, общественного деятеля (Олег Шаталов состоит в бизнес объединении «ОПОРА РОССИИ») – чей-то заказ или стремление силовиков «прогреметь» на резонансе этого дела, покажет время.
Но очевидно другое. Задержание Шаталова О.И. только «усугубит положение по окончанию строительства указанного дома, лишит дольщиков возврата денежных средств, либо получения квартиры, хотя для этого имеется реальная возможность», справедливо считает его адвокат Виктор Гаврилин.
Редакция СРБ направила обращения в Генеральную Прокуратуру РФ с просьбой провести служебную проверку в отношении законности задержания предпринимателя, законности постановления о возбуждении уголовного дела в отношении Олега Шаталова. В случае обнаружения процессуальных нарушений редакция просит возбудить уголовное преследование в отношении ответственных лиц силовых структур.
Защита же Олега Шаталова сообщила, что на момент возбуждения уголовного дела и по сей день «не назначалась ни проверка специалистом, ни финансово-экономическая и строительно-техническая экспертиза для определения объема выполненных работ при строительстве дома, затраченных денежных средств, не проверялись контрагенты, поставлявшие стройматериалы для строительства дома. Ни заключений специалистов, ни заключений экспертиз, соответственно не имеется, и со слов следователя, таких проверок и экспертиз не назначалось». В постановлении главы СУ СК РФ по Орловской области Сергея Легостаева о возбуждении уголовного дела не сообщается об основаниях, то есть достаточных данных для возбуждения уголовного дела.
Сегодня в суде решится, оставят ли Олега Шаталова на свободе на время дальнейшего расследования.