Представители научного сообщества выразили свою обеспокоенность тем, что главным в деятельности многих экологических организаций в стране является не защита окружающей среды, а политический популизм или оказание давления на бизнес с целью его захвата.
Тогда в качестве жертв экорейдеров были названы такие проекты, как нефтегазовый проект «Сахалин-2», строительство первой в России скоростной дороги Москва–Санкт-Петербург, Туапсинский балкерный терминал и ряд других предприятий. Группа российских ученых подписали воззвание, в котором призвали государство прекратить экологическое рейдерство. Под письмом поставили свои подписи академик РАН Валерий Лунин, члена-корреспондент РАН Олег Шпигун, профессор Константин Боголиц.
К сожалению, становится все больше примеров, когда за благородной вывеской борьбы за чистоту окружающей среды скрывается политическая конъюнктура, бизнес-интересы или комбинация того и другого. Шумиха поднимается больше там, где есть политический или экономический интерес и больше шансов засветиться в средствах массовой информации, — заявили российские ученые.
К сожалению, до сих пор на законодательном уровне нет ни определения рейдерства, ни ответственности за него. Маховик раскручивается, в применяемых схемах начинает просматриваться определенный алгоритм и общие закономерности в применении административных и судебных ресурсов при отъеме предприятий.
Так, самым традиционным началом любого рейдерского захвата того или иного успешного производственного или перерабатывающего предприятия становится информационная компания вокруг загрязнения водных ресурсов. В СМИ появляется информация о сообщении некого, как правило, безымянного лица в социальных сетях о загрязнения какой-либо реки, гибели в ней рыбы, далее эту информацию подхватывают СМИ. К проверке их сообщения подключаются местные министерства природопользования или департаменты – в разных регионах по-разному называют эти ведомство. В районном суде устанавливается административное правонарушение, а Арбитражный устанавливает ущерб. Неподъемный для предприятия размер ущерба приводит к банкротству предприятия и смене собственников. Сначала накладывается арест на счета предприятия, потом появляется предложение о продаже – это уже становится классикой жанра.
Так, в Рязанской области в речушку близ Турлатовского полигона попадали замертво птички. Летели-летели и пали – видимо, впечатлила стоимость полигона. Правда, областная прокуратура в своем заключении сделала выводы о том, что установить размер экологического ущерба, нанесенного предприятием, не предоставляется возможным, а потому история неприятностей полигона пошла уже по-другому, не экологическому варианту.
Другая история, также в Рязанской области. Недавно один из подписчиков сообщества «Рыбалка в Рязани и Рязанской области» увидел, что река Рака изменила свой цвет на «молочный», определив сразу причину — «из-за неизвестных химикатов». Подхватили СМИ, на местных телеканалах появились сюжеты о заводе «Ветсанутильзавод». В телерепортажах взволнованные корреспондентки рассказывают, как неприятно пахнут трупы коров, привозимых на предприятие – предприятие занимается утилизацией биологических отходов и производством, а также реализацией мясокостной и рыбной муки. Можно подумать, что трупы животных на каких-то иных подобных предприятиях издают исключительно благовонные запахи. «По материалам сообщений в средствах массовой информации о факте несанкционированного сброса неочищенных вод в реку Рака, протекающую в Рязанском муниципальном районе, проведена предварительная проверка сведений», — тут же сообщило областное министерство природопользования. Районный суд приостановил деятельность предприятия на 60 суток.
Но самая любопытная в этом плане история развивается вокруг рязанского предприятия «БиофармКомбинат», в отношении которого Арбитражным судом было вынесено решение выплатить около 4 млрд. рублей за нанесенный ущерб. Следуя традиции, сначала обеспокоенное лицо сообщило о помутнении рек Амшанка и Кердь, затем СМИ подхватили это сообщение. Местное минприроды тут же указало на «БиофармКомбинат», районный суд установил административное нарушение, Арбитражный – вынес решение о размере нанесенного ущерба.
Но заключительный аккорд – предполагаемый переход предприятия в руки других собственников, из-за чего, похоже, это все и затевается, не прозвучал. Что-то пошло не так, видимо, у интересантов, когда дело вышло за пределы Рязанской области.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в Туле отказал рязанскому министерству природопользования в принятии срочных временных мер в виде наложения ареста на счета предприятия. Помимо того, как стало известно редакции, Верховный суд Российской Федерации истребовал дело из районного суда Рязанской области.
Следует отметить, что все вышеперечисленные заводы являются успешными предприятиям.
Так, доход «Биофарм» за 2018-й год, согласно информации портала «За честный бизнес» составила 441 млн. рублей, завода «Ветсанутильзавод» — 72 млн. рублей.
«БиофармКомбинат» является практически единственным «кормильцем» для местного населения – на предприятии трудится более 100 работников. Продукция предприятия приобретается компаниями от Владивостока до Брянска и Смоленска – по всей территории нашей необъятной Родины.
Так, может, причина кроется именно в этом? Просто, предприятия показались кому-то привлекательными, и традиционная схема экорейдерства стала широко применяться в Рязанской области, так же, как и на других территориях?
Компания «БиофармКомбинат» по запросу редакции предоставила документы, благодаря которым мы осветим эту историю иначе — опираясь не на сообщения социальных сетей, а на законодательство и официальные заключения.
Продолжение следует.