Предприниматели часто задают вопросы представителям Центробанка: какую информацию эмитент может не раскрывать, существует ли информация, которую эмитенты вправе раскрывать в ограниченном объеме, и должны ли они сообщать об этом Банку России? Названные моменты прокомментировал управляющий рязанским отделением ГУ Банка России по ЦФО Сергей Кузнецов.
– Перечень информации, которую эмитенты могут не раскрывать, а также случаи, при которых раскрытие информации может быть ограничено, определены постановлением Правительства РФ от 04.04.2019 № 400 «Об особенностях раскрытия и предоставления информации, подлежащей раскрытию и предоставлению в соответствии с требованиями Федерального закона „Об акционерных обществах“и Федерального закона „О рынке ценных бумаг“» (далее — Постановление), вступившим в силу с 20 апреля 2019 г.
Указанный перечень состоит из 18 пунктов и включает в себя так называемую чувствительную информацию, раскрытие которой может повлечь в том числе расширение санкционных списков за счет введения санкций в отношении контрагентов (партнеров) российских организаций, включенных в такие списки.
Так, эмитентам предоставлено право не раскрывать следующую информацию:
– о лицах, входящих в состав органов управления эмитента, заместителях единоличного исполнительного органа, главном бухгалтере эмитента и его заместителях, руководителях и главных бухгалтерах филиалов эмитента;
– о лицах, входящих в состав органов контроля над финансово-хозяйственной деятельностью эмитента (например, членах ревизионной комиссии эмитента);
– о сделках, совершенных эмитентом, его контролирующими, а также подконтрольными лицами;
– о банковских группах, банковских холдингах, холдингах и ассоциациях, в которые входит эмитент, и его членах;
– об аффилированных лицах эмитента;
о подконтрольных эмитенту организациях и лицах, входящих в состав их органов управления, лицах, контролирующих эмитента, и лицах, входящих в состав их органов управления;
– об акционерах эмитента;
– о лицах, контролирующих акционеров эмитента;
– о номинальных держателях ценных бумаг эмитента;
– о партнерах эмитента по хозяйственной деятельности;
– о дочерних организациях эмитента (группы эмитента);
– о финансовых вложениях эмитента;
– о принимаемых эмитентом рисках и их оценке;
– о корпоративных спорах;
– о контрагентах эмитента, в том числе об их географической и отраслевой структуре.
Также кредитные организации имеют право не раскрывать некоторые сведения в установленных Постановлением случаях.
Право не раскрывать указанные сведения предоставлено, если:
– раскрытие информации о лице, в отношении которого действуют меры ограничительного характера иностранного государства, может способствовать введению западных ограничений против самого эмитента или других лиц;
– эмитент сам находится под санкциями;
– должна быть раскрыта информация в отношении кредитной организации, отнесенной к категории уполномоченных банков в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе»;
– подлежащая публикации информация касается сделки, связанной с выполнением государственного оборонного заказа и реализацией военно-технического сотрудничества;
– информация касается работника либо члена органа управления лица, находящегося под санкциями, либо кредитной организации, отнесенной к категории уполномоченных банков в соответствии с Федеральным законом «О государственном оборонном заказе».
Эмитентам стоит иметь в виду, что действующим законодательством РФ не предусмотрено право на полный отказ от раскрытия информации, установленной федеральными законами от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» и от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах». Они вправе ограничивать только состав и (или) объем раскрываемой информации согласно перечню, утвержденному Правительством РФ.
При этом эмитент с целью исполнения требований п. 2.13 Положения Банка России от 30.12.2014 № 454-П «О раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг» при опубликовании на странице в Интернете, предоставляемой одним из распространителей информации на рынке ценных бумаг, документа, в котором ограничивается объем и (или) состав раскрываемой им информации, должен указать основание, в силу которого какая-либо информация не раскрыта либо ограничен ее состав и (или) объем.
Важно также отметить, что введение эмитентом таких ограничений допускается только при условии направления в Банк России либо его территориальное учреждение уведомления, содержащего информацию, которая не раскрывается, в сроки, установленные для ее раскрытия и (или) предоставления. С 28 декабря 2018 г. такое уведомление должно направляться эмитентом каждый раз, когда эмитент ограничивает состав и (или) объем раскрываемой им информации.
Требования к форме и порядку направления уведомлений установлены Указанием Банка России от 21.03.2019 № 5096-У «О форме и порядке направления эмитентами в Банк России уведомления, содержащего информацию, которая не раскрывается и (или) не предоставляется», вступившим в силу с 7 июня 2019 г. К уведомлению, направляемому на бумажном носителе, должен быть приложен электронный носитель, содержащий текст уведомления.
В Центральном федеральном округе данные уведомления направляются в:
– Департамент корпоративных отношений Банка России — эмитентами, включенными в Список эмитентов, регистрация выпусков эмиссионных ценных бумаг, проспектов ценных бумаг и отчетов об итогах выпуска эмиссионных ценных бумаг которых, а также контроль в сфере корпоративных отношений и раскрытия информации за которыми осуществляются Департаментом корпоративных отношений, утвержденный приказом Банка России от 20.05.2019 № ОД-1141, а также эмитентами, являющимися кредитными организациями;
– Главное управление Центрального банка Российской Федерации по Центральному федеральному округу — эмитентами, местом нахождения которых является Москва и Московская область;
– отделение по Орловской области Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Центральному федеральному округу — эмитентами, местом нахождения которых является Центральный федеральный округ, кроме Москвы и Московской области.