Низкая девелоперская активность и широкое развитие онлайн-торговли привели к уменьшению числа торговых центров в крупных российских городах, сообщает «Ъ». Наиболее значительное уменьшение ТЦ было зафиксировано в Красноярске и Казани. Здесь количество торговых площадей сократилось на 7-8 процентов.
По данным NF Group, в прошлом году число площадей в торговых центрах на тысячу человек в городах с населением более миллиона составило 500 квадратных метров. Это означает уменьшение на 1,5 процента. Эксперты отметили, что снижение наблюдается в 10 из 15 изученных городов. Раньше данный показатель демонстрировал положительную динамику.
Так, в минувшем году самое значительное снижение зафиксировали в Красноярске — на 8 процентов, до 345 квадратных метров на 1 тысячу человек, и Казани на 7,5 процента, до 363 квадратных метров, а также в Екатеринбурге — на 5,7 процента, Санкт-Петербурге — на 3,5 процента и Москве — на 1 процент.
Руководитель департамента торговой недвижимости NF Group, Евгения Хакбердиева объяснила существующую тенденцию тем, что в прошлом году во многих крупных городах не было открыто новых торговых центров, несмотря на сохраняющийся рост населения.
Помимо этого, российский рынок торговой недвижимости оказывается под давлением внешних факторов с начала пандемии. К этому фактору добавился массовый уход иностранных компаний. По данным консалтинговой компании Nikoliers, в нашей стране в 2021 году было введено 837,9 тысячи квадратных метров торговых площадей, в 2022 году — всего 250 тысяч квадратов, а в 2023 году — 246 тысяч квадратных метров.