Туризм: «новая нефть» или периферия экономики?

Туризм и перспективы развития отрасли становится топовой темой экономики в новых реалиях. Несмотря на то, что отрасль в последнее время стали относить к одной из самых динамично развивающихся, аналитические данные свидетельствуют, что туризм пока «в самом начале своего пути».

По оценке исследовательского подразделения инвестиционной группы InfraOne, доля отрасли в ВВП в «до короновирусном» периоде не превышала 4,9% ВВП — против 10,3% в глобальном ВВП. При этом, доля работавших в туризме составляла  5,6% от общего количества занятых — против 10% в мире.

— Отрасль почти не приносит денег ни бизнесу, ни государству: в последние годы на гостиницы и предприятия общественного питания приходилось лишь порядка 0,6% от суммарных налоговых поступлений в казну, а рентабельность в отрасли была меньше, чем почти по всем другим отраслям, — звучит в аналитическом обзоре InfraOne.

Тем не менее, эксперты не исключают позитивный сценарий развития туризма, который при серьезной государственной поддержке позволит туриндустрии стать одной из крупных и доходных сфер в экономике. Именно меры государственной поддержки туризма и строительства туристских объектов обсудили на прошедшем 07 декабря расширенном заседании президиума профильной Правительственной комиссии.

 «В новых реалиях туризм – одно из условий опережающего развития внутреннего рынка и устойчивости экономики в целом. В отрасли сейчас открываются дополнительные возможности: и для бизнеса, и для регионов», — прозвучало в выступлении российского министра экономического развития Максима Решетникова.

Все средства, запланированные для развития туризма, а это более 90 млрд рублей, на ближайшие 3 года, предусмотренные законом о бюджете, будут доведены до отрасли и регионов, отметил он.

Дмитрий Чернышенко поручил Минэкономразвития совместно с Агентством стратегических инициатив проанализировать эффективность мер господдержки на строительство туристических объектов и представить предложения по дальнейшей их реализации.

Станет ли туризм «новой нефтью» или так и останется на периферии экономики зависит от многих факторов, среди которых объемы и условия господдержки и заинтересованность бизнеса в создании новых туристических проектов имеют большое значение для дальнейших перспектив отрасли, – прокомментировал президент Национальной Ассоциации Инвесторов (НАИ.РФ) Максим Оводков, владелец Группы Компаний «Новый город».

Субсидии регионам на строительство и реконструкцию обеспечивающей инфраструктуры туристических кластеров, автодорог, набережных, инженерных сетей и других объектов, по его словам, стимулируют инвесторов.

Тормозящими же развитие отрасли факторами остаются, по мнению экспертов, недостаточная доступность финансовых продуктов, а также непопулярность ГЧП, концессий и СЗПК среди инвесторов. «Невозможность возникновения у инвестора права собственности на туристический объект, строгие инвестиционные обязательства и контроль за выполнением, санкциями за невыполнение условий соглашений – все это не способствуют выбору инвесторами форматов концессий и ГЧП. Вопрос о форме государственной собственности в транспортных, социальных, коммунальных и иных инфраструктурах не является определяющим для инвестора. Что касается туристических объектов, то у них большая коммерческая направленность, а потому инвесторы предпочитают запускать туристские проекты самостоятельно. В этом плане есть над чем работать и законодателям, и экспертному сообществу», — отметил Максим Оводков.

Справка.
Национальная Ассоциация Инвесторов (НАИ.РФ) — НАИ.РФ – участник формирования и развития в Российской Федерации рынка долгосрочного инвестирования, в том числе, на основе концессионной модели, государственно-частного партнерства, СЗПК с использованием инструментов финансового рынка. Ассоциация объединяет инвесторов инфраструктурных проектов для представления профессиональных интересов, формирования и развития рынка долгосрочного инвестирования. Флагманским проектом НАИ.РФ является строительство термальных комплексов – 300ТЕРМ.РФ