ЦБ ужесточает «антиотмывочное» законодательство — для выявления отмывания денег через НКО.
Банк России предлагает внести ряд дополнительных признаков в перечень признаков сомнительных операций перечисления в пользу НКО от российских граждан и компаний. Это отражено в Положении Банка России №375 (имеется в редакции, приводится полностью).
Уйдет в прошлое практика обналичивания средств через благотворительные фонды, когда деньги выдаются номинальным получателям, а фактически попадают обратно к жертвователю. При этом, НКО остается процент за «услуги».
Под пристальное внимание банков попадут и другие операции. Нередко под внимание силовиков попадали операции с «обналичкой» через НКО за счет увеличения статьи расходов. К примеру, общественная организация получает пожертвование на организацию мероприятия – семинара или форума. На самом же деле НКО достанется лишь треть этой суммы. Остальное осядет на счетах компании или чиновника, сделавших «заказ» на обналичивание средств.
Следует отметить, что НКО не отчитывается о потраченных деньгах ни перед кем, кроме своих ревизоров, органов управления и членов. То есть, выдавать наличные средства специалисты объединения могут по своему усмотрению. Поэтому не редко для «обналички» используют некоммерческие организации
То, что на входе НКО может иметь большой поток наличных и безналичных средств непонятного происхождения, а на выходе – их неконтролируемое расходование, дает возможность для создания идеальных схем для транзита денег через НКО, в том числе и бюджетных.
Так, недавно Счетная палата Владимирской области обнародовала информацию о результатах аудита использования бюджетных средств, направленных в 2018-2019 годах на реализацию приоритетного и национального проектов в сфере малого и среднего предпринимательства. Речь идет о популяризации предпринимательства в том числе. Аудиторы по результатам проверки сделали выводы о недостаточном контроле со стороны департамента развития предпринимательства, торговли и сферы услуг администрации Владимирской области за деятельностью подведомственных структур, относящихся к инфраструктуре поддержки субъектов МСП во Владимирской области.
Ранее сообщалось о том, что Центром «Мой бизнес» Владимирской области было проведено более 30 семинаров, тренингов и круглых столов, а также более 20 курсов повышения квалификации. Фондом развития малого и среднего предпринимательства было заключено около 230 договоров на общую сумму 420 миллионов рублей. Всего же на реализацию проекта было потрачено в рамках нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка предпринимательской инициативы» в 2019 году было направлено около 788 миллионов рублей, организации инфраструктур поддержки оказали более 11 тысяч услуг.
В заключении же аудиторов Счетной Палаты Владимирской области говорится о высоких коррупциогенных рисках, сопровождающих реализацию национального проекта на региональном уровне. Средства на реализацию проекта в том числе шли через НКО.
Со вступлением в силу новых положений «антиотмывочного» законодательства, предложенных Банком России, перечисление средств в пользу НКО со стороны физических лиц или компаний, получивших финансирование из-за рубежа, при ряде условий будут также относить к подозрительным финансовым операциям.
О внесении изменений в Положение Банка России от 2 марта 2012 года № 375-П