Эксперты критикуют подход Минфина к формированию СЗПК

Дискуссия о законопроекте о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК) набирает свои обороты.

Напомним, ускорить принятие законопроектов призвал Владимир Путин в ходе послания Федеральному собранию 15 января.

Ранее Минфина РФ заявил о вынесении ГЧП и концессий за рамки инвестиционного кодекса. На этом настаивали крупнейшие участники рынка инфраструктуры – «Автодор», «Автобан», Сбербанк, Газпромбанк, структуры ВТБ и ведущие  российские бизнес-объединения, в числе которых РСПП, «ОПОРА РОССИИ», ТПП и «Деловая Россия».

Новая дискуссия на тему «Защита инвесторов: как изменится регулирование ГЧП и концессий» состоялась в понедельник, 10 февраля, в эфире РБК-ТВ.

— Было бы гораздо проще, если бы в законопроекте о защите инвестиций были единые правила, а ограничения стали предметом конкретных договоров, — заявил в ходе дискуссии заместитель руководителя Аналитического центра при Правительстве РФ  Александр Радуцкий.

Практически противоположную точку зрения высказала исполнительный директор НАКДИ, председатель Экспертного совета по рынку долгосрочных инвестиций при Банке России Светлана Бик, заявив о невозможности регулирования рынка ГЧП по единым правилам СЗПК.

Сам регламент обсуждения законопроекта вызывает удивление у экспертного сообщества и полностью противоречит международной практике, когда для разработки системно-значимых законопроектов создается специальная  группа экспертов с возможностью присоединения к ее работе широкого круга заинтересованных лиц, а документы, включая протоколы заседаний, размещаются в открытом доступе, заявила Светлана Бик в эфире. Обсуждение же так называемого российского «инвесткодекса» проводится в закрытом формате: эксперты владеют только обрывочной информацией, не имея открытого доступа к документам в их развитии, отметила она в своем выступлении.

По словам Светланы Бик, исключение концессий и ГЧП, а также естественных монополий из сферы регулирования законопроекта о СЗПК вернет документ к исходному посылу – защита промышленных инвестиций и развитие этого рынка. Законопроект не должен стать единым руководством для всех рынков инвестирования в стране без учёта особенностей разных сфер и типов инвестиций, обозначила она позицию экспертного сообщества.

В ходе дискуссии Светлана Бик акцентировала внимание на том, что при подготовке законопроекта Минфин России использовал данные без опоры на релевантные источники, в том числе в анализе бюджетных рисков при реализации концессионных проектов. Однако, по оценке НАКДИ, из 3 тысяч концессий, реализуемых в России, порядка 2,7 тысяч не имеют бюджетных обязательств. Это небольшие операторские концессии в ЖКХ, инвестиции в которых осуществляются за счёт тарифа.

 

Справка.

Светлана Бик — Исполнительный директор Национальной ассоциации концессионеров и долгосрочных инвесторов в инфраструктуру (НАКДИ) и руководитель Центра компетенций и зелёной экспертизы НАКДИ, председатель Экспертного совета по рынку долгосрочных инвестиций при Банке России, руководитель Рабочей группы по вопросам ответственного финансирования (ESG-finance). Она входит в состав Экспертного совета по листингу Московской биржи в качестве методолога; Экспертного совета по национальному проекту «Экология»; Координационного совета Минздрава России по государственно-частному партнерству; Экспертного совета по развитию государственно-частного партнерства при Минэкономразвития России. Является руководителем Центра компетенций и зелёной экспертизы НАКДИ.

Окончила факультет журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова, Высшие экономические курсы Госплана СССР, краткосрочные курсы обучения по финансовым рынкам в США, Великобритании и Австрии.

С момента принятия в России Федерального закона № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» занимается исследованием концессий как механизма финансирования инфраструктуры. Автор книг «Концессии, изменившие мир», «Концессии, изменившие Россию», «Концессии 21 века. Энергии развития», «В поисках реального. Активы и стратегии пенсионных фондов», «Берега и горизонты. Современные практики управления активами», «Игра по-частному. Как работают и что финансируют инфраструктурные фонды мира».