Все чаще звучит вопрос: «Кто виноват?» В российском правительстве реформу курирует вице-премьер Алексей Гордеев. Со стороны Минприроды РФ – Владимир Логинов, которого считают креатурой Гордеева, и про которого все чаще пишут, что ему при его явных амбициях на кресло главы Минприроды РФ «на руку» пробуксовка реформы.
– Так что чиновникам пока не до наведения порядка. Им бы разобраться, в чьи карманы пойдут мусорные деньги, которые будет собирать РЭО. Только вот мусор ждать не будет. И пока чиновники делят от него барыши, может завалить всю Россию, – резюмируют в «Документы и факты».
Не все в полной мере зависит от федеральных чиновников в реализации реформы. Не хотят отставать от них и региональные – их также волнуют наполняемость их карманов.
За долгое время в каждом регионе сформировался свой пул участников рынка, которые многие годы обеспечивали обращение с отходами. С накопленными годами ресурсами – людьми, техникой, производственными мощностями и компетенциями. Благое намерение федеральных властей централизовать процесс, выбрав в каждом субъекте единого регионального оператора, чтобы он привлекал подрядчиков, а власти контролировали его, привело к жесткому неправовому переделу рынка в регионах с применением административных, правовых, а порой и откровенно криминальных методов давления. В большинстве регионов чиновники выбрали аффилированного с ними оператора и начали жестко расправляться с другими участниками отрасли.
Яркий пример – Рязанская область, где так называемый турлатовский полигон стал воистину символическим полигоном для всей отрасли – именно так приходится бороться за свои права всему бизнесу, задействованному в сфере обращения с отходами. На фоне развязанной травли со стороны новоявленных псевдоэкологов.
История предпринимателей, которые приобрели в свое время шламонакопители от обанкротившегося советских времен промышленного гиганта – завода «Химволокно» – это история того, как «утюжат» бизнес чиновники, отойдя от микрофонов после своих речей о поддержке бизнеса.
История о том, что рязанские предприниматели сын и отец Деевы отстроили новое мусоросортировочное предприятие на принадлежащем им земельном участке после того, как предыдущий завод у них сожгли, достаточно известна. Попытки городской Администрации после этого пожара через суд снести вновь построенное здание не обвенчались успехом – суд встал на сторону предпринимателей. «Спорный объект недвижимости расположен на принадлежащем обществу на праве собственности земельном участке, соответствует градостроительным, строительным, санитарно-эпидемиологическим, экологическим, противопожарным нормам и правилам, при этом реконструированное здание не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозы жизни и здоровью граждан, в связи с чем, исковые требования общества с ограниченной ответственностью о признании права собственности подлежат удовлетворению…. (Администрации города Рязани) В удовлетворении иска отказать, — говорится в решении Арбитражного суда Рязанской области (заверенная копия есть в редакции).
Долгое время обсуждалось, кто «заказал» происходящее. Августовская пресс-конференция рязанского губернатора Николая Любимова, на которой он заявил, что вопрос стоит остро: закрывать свалку или устранять нарушения, и что сделать все надо по закону, чтобы никто не смог «отыграть ситуацию обратно», расставила все на свои места. «Свалкой в Турлатово занимаются сейчас все службы и управления», – сказал он. Его слова о том, что «хотя мы торопим, чтобы решение по свалке было принято» стали очевидной командой к действию для правоохранительных органов – представители ОБЭП, прокуратуры, природоохранной прокуратуры после его пресс-конференции круглосуточно находятся на предприятии, проводя обыски приезжающих на предприятие машин. Обыски идут уже три недели. Происходит нечто невиданное – в течение месяца на частной территории проводятся мероприятия, по всем признакам похожие на гласные оперативно-розыскные без предъявления предпринимателям необходимых документов.
Классическая схема «обезжиривания» бизнеса. В один из своих таких наездов заместитель областного прокурора Юрий Монахов при предпринимателях-владельцах полигона не таясь давал советы другим представителям силовых структур как «прикрыть» предприятие, что надо сделать, чтобы лишить предприятие лицензии.
А предприниматели тем временем опять в суде отстаивают свое право на предпринимательскую деятельность – ранее Роспотребнадзор дважды по разным основаниям отказал им в выдаче санэпидем заключений, что противоречит российскому законодательству. И выиграют, не приходится сомневаться.
Следует при этом отметить, что, если бы турлатовскому полигону дали бы работать – Рязанская область выбыла бы из списка регионов-аутсайдеров, не вошедших в реформу. Здесь есть для этого абсолютно все – мусоросортировочное предприятие, шламонокопители для переработки жидкой фракции. Необходимо только восстановить прежние границы полигона – в Рязанском районе, как это было ранее.
Но рязанская власть и местные силовики, руководствуясь только им ведомыми мотивами, упорно не замечают, что поддерживаемый ими региональный оператор угрожает экологии города разрастающейся свалкой. Для «отвода глаз» решением депутатов городской думы границы этой свалки вынесли за границы города Рязани. Нет желания у местной власти слышат ОНФ, который назвал ранее рязанского регионального оператора «Эко-Пронск» в числе «мутных» операторов, игнорируют здесь и рекомендации Генерального Прокурора Юрия Чайки, и Минприроды РФ, тщетно взывающего руководство Рязанской области войти в реформу.
Остается только посочувствовать министру Кобылкину в преддверии подведения итогов «мусорной реформы» – а что он может сделать в этой ситуации? Не может ничего сделать и Российский экологический оператор, руководитель которого Денис Буцаев на коллегии Минприроды РФ заявил, что России пока не хватает предприятий для переработки мусора, чтобы выполнить целевой показатель национального проекта «Экология» по этому направлению на 2019 год. Дефицит мощностей составляет порядка 1 млн тонн в год, отметил он.
Хватает – только турлатовский полигон способен переработать 250 тыс. тонн отходов. Просто не дают.