Президентские юристы не поддержали законопроект о расширении режима ЭЗО

Автор/Источник: freepik, Freepik/Freepik.com

Стало известно о том, что Совет при Президенте России по кодификации гражданского законодательства подготовил проект отрицательного заключения на законопроект, распространяющий режим экономически значимых организаций  на их дочерние компании. Отмечено, что месячный срок рассмотрения судами заявлений о приостановке корпоративных прав иностранных холдингов недостаточен для защиты. Специалисты раскритиковали  отсутствие механизма обжалования включения «дочек» в перечень ЭЗО. Они отметили  правовую неопределенность в части последствий приостановки корпоративных прав иностранных организаций.

Это следует из проекта заключения данной структуры.  ЭЗО – это  компании «критических отраслей». В них  уровень прямого либо косвенного участия российских бенефициаров через иностранные холдинговые компании  превышает 50 процентов.  Годовой объем выручки или стоимость активов — порядка 150 миллиардов рублей. Статус ЭЗО предполагает, что для возврата утраченной из-за санкций управляемости подобных компаний  арбитражные суды смогут приостановить корпоративные права ИХК.

В ноябре прошлого года Минэко предложило возможность блокировки корпоративных прав ИХК и в отношении «дочек» ЭЗО — если иностранных холдинг является совладельцем как самой ЭЗО, так и дочерней структуры.

В заключении юристов отмечается, что механизм приостановления корпоративных прав  направлен на изъятие акций дочернего общества ЭЗО, принадлежащих ИХК, помимо ее воли». Интересы же стабильности гражданского оборота и гарантированная Конституцией защита права собственности «требуют предельной осторожности законодательного регулирования и недопущения правовой неопределенности в вопросах ограничения права собственности».

Специалисты обратили  внимание на то, что заявление о приостановке прав согласно закону должно быть рассмотрено судом в течение месяца, и столь короткий срок «не в полной мере» гарантирует возможность защиты гражданских прав собственников.

Замечания коснулись и отсутствия возможности обжалования в суде  решения о включении дочерней компании в перечень ЭЗО  и механизма исключения из него.