Петербургские специалисты уже в следующем месяце представят план восстановления жемчужины Пальмиры

В апреле петербургские реставраторы представят проект восстановления Триумфальной арки в Пальмире. Чтобы выполнить его, им даже не пришлось лететь в Сирию, специалисты работали из дома. А вот отреставрировать Апраксин двор не получается, даже имея возможность прогуливаться по нему.

Пальмире, снесенной с лица земли террористами, пытаются вернуть первозданную красоту, и возрождение Триумфальной арки должно сыграть здесь непосредственную роль. Почётная обязанность досталась петербургским реставраторам. Подробности соглашения с Департаментов древности Сирии не оглашались, известно, что в проекте задействованы Государственный Эрмитаж, архитектурные мастерские Максима Атаянца и «Студия 44». Чтобы не подвергать жизни реставраторов опасности, они работали на удалёнке. В апреле их проект по восстановлению Триумфальной арки будет представлен общественности.

Считается, что после взрывов в одном из богатейших городов поздней античности в ходе гражданской войны в Сирии, на месте осталось около 40% от конструкций, которым почти 2 тысячи лет. Около 30% блоков рухнули, но их можно будет использовать в грядущей реставрации. А вот всё остальное превратилось в пыль и камни. И петербургским профессионалам придется определиться, как восстановить утраченное. Тем более, что на кону будущее жемчужины мировой архитектуры, олицетворяющей целую страну. Проблема в позиции ЮНЕСКО, которая запрещает реставрацию с использованием воссозданных элементов памятника. Хотя пожар в соборе Парижской богоматери в столице Франции изменил и этот подход.

— Мы сейчас проводим параллель, что арка Пальмиры — это тот же символ, как символом Парижа является Нотр-Дам, над которым сейчас идёт работа по восстановлению, — рассказал специалист по охране памятников, участник проекта Алексей Михайлов. — Это очень важно. Это нужно донести до наших международных коллег. И это определит ту форму реставрации, которая будет применяться.

В самом Санкт-Петербурге активное участие наших ученых в возрождении сирийского символа воспринимают прохладно. В городе достаточно своих объектов, нуждающихся в реставрации. Один Апраксин двор чего стоит. Огромный квартал в центре города, вмещающий несколько десятков корпусов, сегодня считается крупнейшим рынком в Северной столице. В ужасном состоянии находится большинство домов, в которых и вокруг которых торгуют самыми разными товарами: от контрафактной обуви до дублёнок, шуб и свадебных платьев, от батареек до бытовой техники, от носовых платков до матрасов. Но широкий ассортимент и сравнительно низкие цены заставляют людей закрывать глаза на опасность обрушения стен прямо им на голову, и раз за разом возвращаться сюда за покупками. Чтобы хоть как-то обезопасить прохожих, рабочие затянули самые опасные здания строительной сеткой, но о полноценной реставрации речь не идёт: на Апраксином дворе слишком много собственников, договориться с которыми городские власти то ли не могут, то ли не хотят. Бизнесменов необходимо массово переселять, чтобы спокойно восстанавливать здания, но те особого желания съехать не выказывают.

— Понятно, что никто не будет менять их добровольно на такое же количество где-то на окраине, — уверена основательница Ассоциации непродовольственной торговли Ирина Валерианова. — Но как-то мотивировать и что-то предложить владельцам взамен всё-таки стоит. Предложите что-то в более близкой к центру локации, чуть большей площади. Но над этим никто всё это время не думает.

Как считает Валерианова город мог бы сделать первые шаг по отпугиванию нелегальных торговцев, введя штрафы за нарушения и антисанитарию. Такое решение стало бы первым шагом в благоустройстве скандального рынка, да и в целом сделало бы пространство приличнее и безопаснее. Попытки преобразить Апраксин двор периодически предпринимаются, но всегда заканчиваются ничем.

В прошлом году Смольный заключил соглашение с компанией GloraХ, которая заявляла о намерении вложить около 50 млрд рублей в реставрацию Апраксина двора. Но уже этой зимой девелопер заявил, что умывает руки и участвовать в восстановлении исторического квартала не собирается. Неудивительно, что СМИ незамедлительно сделали вывод, что городские власти просто имитировали бурную деятельность, понимая, что в сложившейся ситуации переформатировать рынок никто не сможет без жёстко навязанной политической воли. Кто в нынешнем Петербурге может таковую продемонстрировать, эксперты не берутся утверждать. Так что «Апрашка» продолжит оставаться бельмом на глазу культурной столицы. Всего пару минут ходьбы от Невского проспекта и туристы попадают обратно в 90-е, где торгуют разной мелочевкой в том числе и с земли, а окружающие стены грозят обрушиться в любой момент.