Новая жизнь старого вокзала: в бывшем «Варшавском экспрессе» заработает крупнейшее в Европе гастропространство

Открытие огромного фуд-молла запланировано на ноябрь текущего года.

В Петербурге здание Варшавского вокзала готовится к открытию после масштабной реконструкции. Ранее постройку с более чем полуторавековой историей занимал ТЦ «Варшавский экспресс». Его переделали в самый большой в Европе фуд-молл Vokzal 1853.

Варшавский вокзал – один из старейших в Петербурге, он был заложен в 1852 году по указу императора Николая I. Старше него только Витебский и Московский вокзалы. Когда-то отсюда можно было доехать поездом до европейских столиц. Однако в качестве вокзала постройка не функционирует уже около двух десятилетий. В 2003-2006 годы постройку реконструировали по проекту архитектора Джованни Бартоли (Италия) в торговый комплекс «Варшавский экспресс». Площади заняли магазины, кинотеатр и концертная площадка.

В 2022 году вокзал откроется уже с новой концепцией. На площади в 34 тыс. кв. метров разместится около сотни точек общепита с корейской, итальянской, японской и другими кухнями. Пространство будет оформлено в стилистике вокзала позапрошлого века, здесь будут столы как в купе и деревянные скамейки как в залах ожидания. Останутся кинотеатр, фитнес-зал и концертное пространство.

Примечательно, что по факту Варшавский вокзал – это не одна постройка, а целый комплекс корпусов, а также железнодорожных путей. Однако не всем его составляющим повезло. Со временем пути разобрали, некоторые строения (например, две вокзальных казармы) были уничтожены. Освободившуюся территорию застроили жильем, на месте одного из пакгаузов появился бизнес-центр.

Эксперты давно признают, что с проектами сохранения исторических зданий в Петербурге сложно, даже если они имеют охранный статус. В городском центре есть множество как отдельных построек, так и целых кварталов, нуждающихся в срочных мерах по восстановлению. Смольный предлагает инвесторам участвовать в процессе, например, вкладываясь в организацию общественных пространств. При удачной локации дома с историей могли бы быть выгодным вложением, но на практике выходят сплошные риски.

Один из таких проблемных объектов – Апраксин двор. История торгового квартала, признанного ОКН регионального значения, начинается еще в середине XVIII века. Рынок считается колыбелью европейской торговли, но к сегодняшнему дню многие корпуса находятся в аварийном состоянии. Также разбиты дороги, товар может оказаться контрафактом и многое другое.

При этом инвесторы, готовые вкладываться в развитие перспективного объекта, вот уже больше 10 лет не могут добиться поддержки чиновников. Даже заключенные договоры и подписанные соглашения не меняют ситуации, неразрешимыми остаются юридические нюансы. Представители администрации игнорируют просьбы бизнеса решить проблемы «Апрашки». Так, в прошлом году арендаторы пытались инициировать встречу с чиновниками по вопросу реконструкции объекта, но те не явились. В текущем году соглашение заключили с очередным инвестором, вся работа начнется с нуля – разработки концепта и проекта. Однако каких-либо подвижек пока нет.

Если говорить о проблемах территории бывшего Варшавского вокзала, то в 2021 году КГИОП выявил там архитектурный памятник. Им по итогам историко-культурной экспертизы признали сарай (депо) императорских поездов. Кирпичную постройку решили реконструировать, однако проект пришлось отправить на доработку. Также понадобилась дополнительная экспертиза, чтобы оценить влияние реконструкции на памятник.

Здание приобретено в 2017 году компанией ООО «Торговый комплекс “Арсенал”». Ранее она же наряду с другими инвесторами занималась реконструкцией корпусов на территории Апраксина Двора, пока в 2016 году город не отдал их фирме «Главстрой-СПб». Впоследствии «Главстрой-СПб» также выдворили с рынка. Отремонтированные корпуса 50, 51 стоят закрытыми по сей день, как символы отношения города к инвесторской помощи.