Первый ТПУ в Ленобласти: к 2024 году в Сертолово запустят пересадочный узел за 5,7 млрд рублей

В правительстве Ленобласти завершают подготовительные работы для строительства железнодорожной линии и транспортно-пересадочного узла (ТПУ) в Сертолово. Запустить объект планируют во второй половине 2024 года, в него инвестируют 5,7 млрд рублей. Станцию для пересадок построят на пересечении с Индустриальной улицей и Выборгским шоссе на участке в 8,3 гектара.

Добраться отсюда можно будет не только в Петербург, где работают некоторые жители Сертолово. В соседний поселок Левашово будет запущен пятивагонный скоростной поезд «Ласточка». Его вместимость составит до 800 человек.

Автобусы с новой станции будут ходить от ТПУ до жилых кварталов, онкоцентра в поселке Песочный и до Сертоловской горбольницы. В правительстве Ленобласти отметили, что транспортный хаб позволит сократить пассажиропоток, следующий по Выборгскому шоссе, и быстрее и комфортнее добираться до Петербурга и обратно.

В рамках проекта, как сообщает «Коммерсант», предусмотрены реконструкция однопутной линии Сертолово – Левашово, строительство путепровода через Выборгское шоссе и остановочных пунктов «Песочное» и «Сертолово». Длина железнодорожного участка составит 5,5 километров. Проектная документация будет разработана в четвертом квартале 2022 года и направлена на рассмотрение в Главгосэкспертизу. О ее результатах станет известно в феврале будущего года.

Для Ленобласти этот проект, реализуемый совместно с ОАО «РЖД», уникален, так как данный узел станет для региона первым. Во вторую очередь, вероятно, построят ТПУ в Кудрово – к 2030 году. Тогда же в городе должна появиться станция метро, которая тоже войдет в состав узла.

Этот проект власти региона реализуют вместе с инвестором – компанией «Мегалайн», которая инвестирует в создание ТПУ «Кудрово» 60 млрд рублей. Соглашение с ней было заключено в текущем году на ПМЭФ. Предполагается, что в ТПУ «Кудрово» вместе с метро войдут автовокзал, остановки пассажирского транспорта, перехватывающая парковка и коммерческие помещения. Благодаря этому проекту горожане получат дополнительную транспортную связь с Петербургом, в который будут добираться быстро, безопасно и с комфортом. Кроме того, благодаря строительству ТПУ, Кудрово получит дополнительные 1,5 тысячи рабочих мест.

«Практически все крупные города мира, в том числе и наша Москва, уже перешли именно на эту систему транспортного обслуживания, развития транспортной структуры – создания транспортных пересадочных узлов. Там, где сходятся сразу несколько видов транспорта, это особенно актуально. Действительно позволяет сокращать время и, самое главное, невероятно повышает удобство, создает реально комфортную среду для людей», –  рассказал глава компании «Мегалайн» Геннадий Корупятник.

Отметим, на сегодня власти Ленобласти проявляют большую, чем Смольный, активность в развитии транспортной инфраструктуры. Так, одним из крупных дорожных проектов, связанных с будущим ТПУ в Кудрово, является транспортная развязка на Мурманском шоссе, благодаря которой появятся дополнительные выезды и подъезды к будущему узлу. Стройку также будет финансировать шведская компания IKEA, которая хотя и свернула бизнес в России, но от этого проекта отказываться не стала. Она планирует вложить в строительство 700 млн рублей. Развязка позволит горожанам, имеющим личные автомобили, беспрепятственно выезжать с Центральной улицы, которая будет продлена, на Мурманское шоссе и далее – в город.

Между тем, Смольному инвесторы тоже предлагали развивать транспортную инфраструктуру и строить ТПУ. Для этого компания «Мегалайн» разработала проект 61 узла с вложениями в 186 млрд рублей. «Пилотами» должны были стать станции «Гражданский Проспект», «Улица Дыбенко», «Старая Деревня», «Проспект Большевиков». Например, на «Старой деревне» было предложено создать многофункциональную зону пересадки, объединив пять точек транспортной инфраструктуры: автобусные и трамвайные остановки, железнодорожную станцию и станцию метро. Однако инвестор не нашел поддержки своей инициативы.

ТПУ ранее успешно зарекомендовали себя в Москве. Сейчас в столице возводят 26 узлов на строящихся станциях метро и 30 – на уже построенных. Стоит отметить, что такие узлы в столице представляют собой не просто здание станции, но и благоустроенную площадку вокруг нее. Например, недавно Стройкомплекс Москвы сообщил о завершении благоустройства многофункциональной общественной зоны в составе ТПУ «Некрасовка». Вокруг узла создали парк с амфитеатром, фонтаном, беседками для отдыха, детскими и спортивными площадками.

На примере Москвы видно, что пересадочные узлы могут становиться локальными точками притяжения для граждан. Это, в свою очередь, делает ТПУ потенциально коммерчески успешными: бизнесу будет выгодно брать здесь площади в аренду. Об том же говорят эксперты: из удаленных депрессивных территорий города в результате получается комфортная городская среда с развитой общественно-деловой инфраструктурой. Это хорошо понимают в правительстве Ленобласти, поэтому в будущем чиновники запланировали строительство пересадочных узлов на станциях Всеволожская, Мельничный ручей, Гатчина, Токсово, Ивановская и Нева.