Вот-вот замкнется: в Москве завершается строительство Большой кольцевой линии

Большая кольцевая линия (БКЛ) растянется почти на 70 км. Осталось доделать всего десять станций, чтобы завершить все работы. Ввод в эксплуатацию сделает ее самой длинной кольцевой линией метро в мире.

Сейчас самой длинной является кольцевая линия метро в Пекине – 57 км. Московская БКЛ превзойдет ее почти на 13 км и будет состоять из 31 станции и трех электродепо. Строительство метро проходит в рамках Стратегии развития системы общественного транспорта Москвы, в которой подземка на первом месте. За последние десять лет благодаря ей в столице завершили около 200 км линий и 100 новых станций. Это позволило в полтора раза увеличить сеть метрополитена. БКЛ стала вишенкой на торте. Она практически готова, осталось чуть-чуть и кольцо замкнется.

— Выходим на финишную прямую строительства БКЛ, — рассказал мэр Москвы Сергей Собянин. — Оставшиеся порядка 10 станций находятся в высокой степени готовности, нет никаких сомнений, что все работы будут завершены уже в этом году. «Марьина Роща», пожалуй, самый сложный объект кольца. Самое глубокое залегание – более 70 метров – и самый большой наклонный спуск – свыше 130 метров.

«Марьина роща» войдет в тройку самых глубоких станций Москвы. По уже ставшей для столицы традиции она станет частью масштабного транспортно-пересадочного узла (ТПУ), объединяющего Люблинско-Дмитровскую и Большую кольцевую линии метрополитена, МЦД-2, перспективный МЦД-4 и наземный транспорт. По предварительным подсчетам здесь ежедневно будут проходить 63 тысячи человек. Ее запуск снизит нагрузку на Люблинско-Дмитровскую линию и позволит горожанам сократить путь, к примеру, до Сокольников почти на четверть часа.

Позитивное влияние ТПУ на городскую среду уже отметили по всей России. Свой узел скоро появится и в Ленинградской области. На ПМЭФ-2022 губернатор региона Александр Дрозденко подписал соглашение с компанией «Мегалайн» о строительстве узла в Кудрово. Подземка в этот пригород Санкт-Петербурга пока не достроена, но, когда метростроевцы закончат работу, инвестор за свой счет откроет пересадочный хаб, который объединит подземный и наземный общественный транспорт. Как отметил чиновник, Ленинградская область стремится к комплексному развитию территорий. Будучи лидером по объемам строительства и ввода жилья на душу населения, она нуждается в параллельном развитии транспортной системы. ТПУ станет отличным подспорьем в решении этого вопроса.

Не помешало бы таковое и Санкт-Петербургу, но здесь возведению ТПУ предпочли закупку новых автобусов. Этим летом власти города объявили о разрыве соглашения с тем же «Мегалайном» на строительство целой сети из 61 узла, в которое компания планировала инвестировать 186 млрд руб. При этом 31 ТПУ неожиданно «всплыл» в новом Генплане Петербурга. Так ситуацию прокомментировал бизнесмен Евгений Пригожин:

«Я, конечно, далек от мысли, что город решил украсть у меня эти инвестпроекты и продать кому-нибудь еще по второму кругу, но совпадение странное. 31 прибыльный ТПУ неожиданно появился в Генеральном плане, хотя раньше их не было. Что касается моего инвестпроекта, то, похоже, на нем поставлена жирная точка, потому что все кабинеты городских администраций для моих специалистов закрыты на ключ изнутри. Думаю, в ближайшее время мы очень активно продвинемся по строительству ТПУ в Ленобласти, в частности в Кудрово».

При этом бизнесмен подчеркивает, что Петербургу уже давно пора уходить от навязанной ему автомобильной загруженности, создав единую систему пассажирского рельсового транспорта, в которую вошли бы метро, трамвай и городская электричка. В этом случае наделенные целым набором функций ТПУ станут точками приложения труда, что приведет к снижению маятниковой миграции.