Инициатива Банка России по изменению критериев отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства вызвала широкое обсуждение в экспертном сообществе. По мнению регулятора, реформа необходима, поскольку критерии реестра МСП и условия госпрограмм несовершенны и искажают цели бюджетной поддержки и показатели деятельности этого сегмента экономики. «Банк России предлагает изменить критерии включения в Реестр МСП: исключить из реестра МСП компании с активами более 8 млрд рублей или с долгом более 8 млрд рублей; ограничить аффилированность с крупным бизнесом (снизить долю владения с 49% до 20%); исключить из реестра финансовых посредников, не оказывать поддержку МФО кроме МФО предпринимательского финансирования», — такие комментарии дала пресс-служба ЦБ РФ Союзу Российского Бизнеса.
— По мнению Банка России, изменение критериев увеличит эффективность распределения господдержки, что повысит ее адресность и доступность для реальных предприятий МСП. Кроме того, это даст возможность наблюдать реальные показатели данного сегмента экономики (масштабы и темпы роста бизнеса и кредитования), что повысит качество и эффективность принимаемых государством решений в отношении развития этого сегмента, — говорится в официальном ответе на запрос.
Итоговые предложения, а также необходимые изменения в регулирование Банка России будут сформулированы с учетом мнения бизнес-объединений, банковских ассоциаций, экспертного сообщества и заинтересованных министерств, и ведомств, сообщил регулятор.
Изменения, а тем более такие кардинальные, связанные с исключением из тех или иных реестров, традиционно вызывают эмоциональную реакцию рынка, отмечают в Национальной Ассоциации Инвесторов. На самом деле, ничего драматического не происходит — предложения, выдвигаемые ЦБ РФ, объективно назрели в силу несоответствия существующих критериев отнесения к среднему предпринимательству и критической массы информации о доступности льготных кредитных программ, считают эксперты Ассоциации. По их оценке, новая экономическая реальность, судя по всему, диктует более четко обозначить круг МСП получателей государственной поддержки и повысить ее целенаправленность и эффективность. «Изменения затронут тех получателей государственной поддержки в виде льготной ставки по кредиту, у которых в ранее заключенных кредитных договорах присутствует требование о нахождении в Реестре МСП на протяжении всего периода кредитного договора. Соответственно, при исключении из Реестра, кредитная ставка для них будет меняться – льготная ставка будет пересчитываться. Тех, у кого размер ставки определяется моментом выдачи, изменения не коснутся вовсе, — отметил генеральный директор Группы Компаний «Новый город» Максим Оводков, президент Национальной Ассоциации Инвесторов.
— Строительную отрасль эти нововведения если и затронут, то незначительно. По 214-ФЗ процентная ставка у застройщиков, на самом деле, меняется ежедневно и зависит от соотношения остатков средств на счетах эскроу и оставшейся задолженности по кредитному договору. Активное управление эскроу счетами и кредитным портфелем, хорошие продажи и поступление средств на эскроу счета позволяют застройщикам «держать» ставку на нормальном уровне. Особых поводов для волнения не видим, так как подобные нововведения, как правило, идут поэтапно, для них прописывается определенный маневр, — сказал он.