Санкт-Петербург тащит себя из болота

Петр I, закладывая город на Неве, мечтал воссоздать на земле русской Амстердам, с его судоходными каналами и аккуратными домиками. За время своего существования Санкт-Петербург во многом переплюнул своего голландского братца. Сегодня для города уже важны не столько водные артерии для кораблей, сколько дефицитная суша, необходимая для строительства домов. И Северная столица нашла выход из своего морского тупика.

Первые насыпи

Петр I знал, на что идет. Город на Неве рос и ширился, а то, что значительную часть его площади занимала вода, уже мало кого волновало. Между прочим, ни один город в России не может сравниться с Санкт-Петербургом по числу водотоков (а тут и реки, и ручьи, и каналы), их здесь более сотни общей протяженностью 915 км. Да и во всем мире Северная столица в числе лидеров. При этом водное пространство в городе поначалу только пухло как на дрожжах. Непременным атрибутом дворцово-парковых ансамблей становились рукотворные пруды и озера. В конце XVIII века на Елагином острове расчистили болота и углубили озера, потакая прихоти его владельца. А вынутый грунт использовали для создания преград (валов и дамб), защищавших остров от подъема невской воды.

Царю хотелось как можно больше каналов, и их упорно рыли, не поднимая головы. В других местах, вынимая землю, расширяли русла рек и каналов, вычищали и выпрямляли их. Работая с водотоками, волей-неволей приходилось учиться обращаться и с землей. Подсыпая у берегов землю, бригады забивали сваи, сокращая при этом ширину рек. Таким образом в районе Летнего сада берег резко приблизился к Неве почти на 50 метров. У Зимнего дворца и Стрелки Васильевского острова искусственно возведенная территория заняла еще больше пространства.

Строительный бум

Пока город разрастался, все шло своим чередом. Но в XX веке участков в центре стало категорически не хватать. Опять очень уместными оказались намывы, благодаря которому Ленинград существенно вырос. В начале столетия строители объединили сразу четыре острова в один под названием Голодай (остров Декабристов). В 1960-х его объединили с Вольным и Золотым островами. В результате площадь удалось удвоить. На намывной территории вырос новый микрорайон с собственной станцией метро — «Приморской».

В следующий раз намывы пришли на выручку уже в XXI веке, когда желающих жить в центре Санкт-Петербурга стало критически много, а новых домой и участков под них не осталось вовсе. В 2006 году новый участок суши начали возводить под строительство нового пассажирского порта. Первым делом из воды выросла коса на оси Мичманской улицы, по которой и завозили песок для организации портовой территории. А прилегающие новые земли отдали под жилой район. Их быстро застолбили застройщики, но спустя недолгое время проблемы начали расти как снежный ком, и особой радости уже никто не испытывал.

Все дело в том, что изначально город планировал всю инфраструктуру и коммуникации на новой территории взять на себя. Многоэтажки росли, но не энтузиазм властей в отношении этих планов. В итоге они и вовсе отыграли назад, заявив, что денег на подобные излишества попросту нет. Вот тут-то и начались проблемы. В том числе и из-за того, что большую площадь разделили разные компании без единого плана на развития территории. Лоскутное одеяло, сотканное из разных жилых комплексов, не удается и по сей день сделать единым пространством с продуманным бытом.

Жить хорошо, выживать трудно

Строить дома на намывной территории было совсем несложно, а вот обеспечить хотя бы водой жителей, которые с удовольствием покупали квартиры в центре Санкт-Петербурга – с этим проблемы возникли. Вода в высотках в итоге появилась, и свет загорелся, а какие-то сложности даже спустя годы не разрешены. Местные жители жалуются на качество дорог, отсутствие больниц и поликлиник, дефицит магазинов, а детские сады и школы в достаточном количестве – здесь и вовсе из разряда мечтаний. Сомнений нет, что со временем все эти вопросы будут решены. Но первому поколению новоселов придется продолжать компенсировать удобства современного города прекрасным видом из окна.

Зато из плюсов можно выделить юридическую и физическую чистоту территории. Приступая к реализации проекта на намыве, девелоперам не нужно заниматься трудоемкой консолидацией участков, вести переговоры с многочисленными собственниками, выкупать участки под объекты линейной инфраструктуры, решать вопросы с переводом земель из одной категории в другую. А главный архитектор архитектурной мастерской «Миронов и партнеры» Александр Миронов немаловажным считает следующий фактор: «отсутствует необходимость в приспособлении под современное использование объектов культурного наследия при максимальной близости к историческому центру».

Построенные в последние годы на намыве жилые комплексы многое дали в плане опыта девелоперам. Анализируя жалобы покупателей, они пришли к выводу о том, что инфраструктура важна не меньше видовых характеристик. Так что следующие проекты, реализованные в том числе и на новых искусственных землях, будут представлять собой гораздо более сложные в этом плане комплексы.

Нанотехнологичный намыв

Сегодня настало время очередного прироста искусственных территорий. В Санкт-Петербурге развивается инвестиционный проект создания искусственного острова «Залив островов» (Bay of Islands) от компании «Зингер Девелопмент» в пяти километрах от башни «Лахта Центр». Уже на уровне концепта разрабатывается полноценная городская среда: жилье, социальные объекты, транспортная доступность и зоны для отдыха. Подтвержденная экспертами экологичность проекта дает однозначный сигнал о том, что покупатели сюда потянутся. При реализации всего запланированного петербуржцы будут переезжать сюда не только ради красивого вида из окна. Футуристическая архитектура, прогрессивные технологии и экологичная среда открывают новое измерение в современной жизни, работе, творчестве и развлечениях.

«Залив островов» — полностью обеспечен необходимой социальной инфраструктурой, отвечающей всем требованиям действующего законодательства и учитывающей лучший мировой опыт. Кластеры, отведенные под образовательные, спортивные и развлекательные учреждения, равномерно распределены по всей территории. Спортивные сооружения и школы встроены в структуру парковых пространств. А облегченные конструкции и навесы позволяют их использовать круглый год.

Особое внимание «Зингер Девелопмент» уделил детям. «Залив островов» предусматривает строительство четырех школ на 7693 учеников и 12 (!) детских садов на 3911 детей. Для города важно, что не повторится, когда новоселы при отсутствии необходимой инфраструктуры обрушились на прилегающие районы, едва не парализовав полноценную работу соседей. Всё-таки 40 ребят в одном классе – колоссальная нагрузка и на учителей, и на учеников.

Касается детей и то, что проект направлен на активное улучшение состояния окружающей среды. Поэтому новый остров предусматривает обширные парковые зоны, «зеленые» крыши и вертикальные сады в небоскребах, зимние сады с регулируемым климатом, а также системы очистки воздуха посредством микроводорослей и нанопокрытий из диоксида титана на фасадах зданий.