«Страхи» чиновников и отсутствие компетенций тормозят ГЧП

В России насчитывается 3,1 тыс. концессионных соглашений, находящихся на различной стадии реализации, сообщило РБК со ссылкой на Минэкономразвития РФ.

Финансовый объем проектов составляет 1,7 трлн. рублей, из которых лишь 0,5 трлн. рублей – государственные средства, а 1,2 трлн. рублей – частные инвестиции. Это первое сообщение об объеме соглашений в формате ГЧП со ссылкой на главное экономическое ведомство страны.

Достигнутые показатели свидетельствует об «отставании» инвестиций в инфраструктуру через договоры ГЧП. Так, по данным, которые приводятся от лица заместителя министра экономического развития РФ Михаила Расстригина, в Великобритании объем инвестиций в проекты ГЧП за прошедший 2019-й год составляет не менее 6,6% ВВП, в Канаде — 8,1%. В России – это 1,6 % от объема ВВП.

По оценке экспертов Infra One, суммарно объем заключенных концессионных соглашений за прошедший 2019-й год снизился по сравнению с прошлым годом на 44% — до 312 млрд.  рублей, а их количество упало на 10% — до 67. Большую часть этих инвестиций могут обеспечить лишь компании, связанные с государством или принадлежащие ему, доля которых в 2019 году выросла, говорится в аналитическом обзоре компании.

— В Минфине полагают, что СЗПК могут привлечь до 30 трлн руб. инвестиций в течение, следующих трех-четырех лет. Ни одна страна не инвестировала в новые проекты в таком объеме в столь сжатый срок. В России этих денег нет ни у частных инвесторов, ни у государства, ни у квазигосударственных структур. Банки сдерживаются правилами по «Базелю III», а население и иностранные компании не готовы вкладывать из‑за отсутствия нормального регулирования и доверия к государству. Кроме того, в стране нет столько качественных и готовых к запуску проектов, — содержится вывод в исследовании Infra One.

Потенциал бизнеса в реализации ГЧП-проектов, концессий остается не в полной мере реализованным и востребованным, считают и в Комитете по ГЧП «ОПОРЫ РОССИИ», одного из ведущих российских бизнес-объединений. «Региональная практика свидетельствует о том, что концессии превалируют в коммунально-энергетической сфере – именно на эту отрасль приходится 90% заключенных концессионных соглашений. При этом основная часть договоров, также около 90%, заключаются на муниципальном уровне», — отмечает Максим Оводков, председатель Комитета по ГЧП «ОПОРЫ РОССИИ».

— Главным «тормозом» в более широком вовлечении бизнеса в проекты ГЧП являются даже не коррупция и дефицит финансов, а отсутствие практики и необходимых компетенций у региональных и муниципальных чиновников. Кроме того, в бюджетах не предусмотрены средства на подготовку проектов. И, если концессии в коммуналке еще как-то двигаются, то о концессиях в социальной сфере говорить не приходится, — так оценивает текущую ситуацию Максим Оводков.

«Мы работаем с предпринимателем одного из южных регионов над концессионным соглашением по модернизации городского парка культуры и отдыха. Желание у чиновников отдать парк предпринимателю в концессию есть – парк нуждается в реконструкции, в бюджете на это средств – нет. Но «упирается» все в страх чиновников. Опыта, специалистов, которые будут участвовать в разработке соглашения, сопровождении проектов в муниципалитете нет. С этим мы сталкиваемся повсеместно. Так, на одном из выездных совещаний Комитета по ГЧП «ОПОРЫ РОССИИ» один из муниципальных чиновников Владимирской области открыто сказал, что чиновники боятся «сесть» за концессии». Нам не единожды говорилось в регионах о том, что даже при явном отсутствии коррупции, силовики могут в концессии что-то «накопать». И примеры нам эти приводились, — приводит он аргументы из региональной практики.