Бизнес отстоял концессии и ГЧП

Бизнес сообществу удалось добиться изменения законопроекта о защите инвестиций.

Во вторник, 4 февраля на совещании в правительстве первый вице-премьер Андрей Белоусов согласился вывести концессии и государственно-частные проекты из-под его действия.

Об этом сообщили «Ведомости» со ссылкой на информацию, поступившую к ним от трех федеральных чиновников.

На распространении закона о защите инвестиций на проекты, реализуемые в формате концессий и ГЧП настаивал Минфин, обосновывая это тем, что нельзя допустить роста забалансовых обязательств бюджета, которые в настоящее время достигают 3 трлн. рублей.

Минфин предлагал для новых проектов, реализуемых на условиях государственно-частного партнерства (ГЧП), и концессий переходный период — два года после окончательного принятия законопроекта. Концессии же, заключенные до этой даты, не попадут под действие документа, заявлял ранее заместитель министра финансов Андрей Иванов.

Тем не менее, Минфину пришлось исключить реализацию проектов на условиях государственно-частного партнерства (ГЧП) и концессий из-под действия законопроекта о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК). Это следует из последней версии законопроекта, подготовленной ко второму чтению в Госдуме (документ есть в редакции).

На выведении их за рамки инвестиционного кодекса настаивали крупнейшие участники рынка инфраструктуры – «Автодор», «Автобан», Сбербанк, Газпромбанк, структуры ВТБ. Критиковали это положение в РСПП, «ОПОРЕ РОССИИ», ТПП, «Деловой России».

Особую обеспокоенность проявили представители малого и среднего предпринимательства. Статистика на torgi.gov. ru свидетельствует о том, что 75-80% проектов не превышают 1 млрд. рублей и рассчитаны на МСП, говорится в письме «ОПОРЫ РОССИИ», направленном в ноябре прошлого года в Минфин РФ (копия есть в редакции). По оценке экспертов бизнес-объединения, из общего числа находящихся на различной стадии реализации ГЧП-проектов, концессий, инвестпроектов (230-240, по данным на 2018-й год) лишь 60 проектов преодолели стоимостную планку в 1 млрд. рублей и выше, остальные 170-180 – находятся в диапазоне 100 млн. рублей и ниже. Положения обсуждаемого законопроекта полностью исключали малый и средний бизнес с инвестиционного поля.

По мнению члена Президиума «ОПОРЫ РОССИИ», председателя Комитета по государственно-частному партнерству  Максима Оводкова, предлагаемые  законопроектом жесткие критерии отбора проектов в части приоритета поддержки инвестиционных проектов, создающих новые долгосрочные и устойчивые источники доходов бюджета, а также приоритет поддержки проектов, объем налоговых поступлений, от реализации которых существенно превышает объем предоставляемой им поддержки остановят многих инвесторов. Не поддерживалась экспертами «ОПОРЫ РОССИИ» и обязательность оценки динамики рыночной стоимости имущества публично-правового образования, создаваемого в результате реализации проекта.

– На наш взгляд, необходимо исключить инвестиционные проекты, реализуемые на основании концессионных соглашений и соглашений ГЧП, а также на основании гражданско-правовых договоров, одной из сторон которой является публичная сторона, представленная государственной компанией или государственной корпорацией, из-под действия Законопроекта «О защите и поощрении капиталовложений и развитии инвестиционной деятельности в Российской Федерации», – заявлял ранее Максим Оводков.

Сообщается, что после исключения концессий и ГЧП из-под действия закона о защите инвестиций Минфин намерен «продавить» обязательную оценку эффективности правительством концессий и ГЧП, а также сокращение сроков гарантии государства под них до 20 лет.

Какова будет реакция экспертного сообщества на эти жесткие новеллы, покажет время.