Андрей Макаров обвинил российское Минэко в обмане руководства страны

Андрей Макаров на заседании Комитета по бюджету и налогам Госдумы подверг критике деятельность Министерства экономического развития.

Депутат жестко отчитал заместителя министра за то, как двигается реализация программы по самозанятым. «Неужели министерство экономического развития, если Вы думаете о развитии, не понимает, что в этих условиях регионы будут просто гнаться за дополнительными доходами, потому что у них денег не хватает. И будут просто в лучшем случае приписывать, а в худшем случае будут заставлять людей. А весь этот режим основан на том, чтобы доверие людей к государству укреплять. У меня вопрос в этой связи. Вся деятельность министерства экономического развития будет направлена на подрыв доверия людей к государству или только в этом направлении?» — спросил он заместителя министра.

По мнению Андрея Макарова, ведомство Максима Орешкина не справляется со своими задачами. «Ляпы, провалы министерства экономического развития» — от рассылки писем по регионам с целевыми показателями по самозанятым до «подгонки» цифр Росстата под задачи ведомства, по его оценке, не имеют никакого отношения «ни как к экономическому развитию, ни к инновационной экономике».  Сама по себе дискуссия в стенах российского парламента депутатского корпуса с министерством экономического развития не является чем-то неожиданным и новым – жестко отчитал в свое время самого министра Максима Орешкина председатель Госдумы Вячеслав Володин.

Андрей Макаров (АМ): Так все-таки. Когда Вы до начала эксперимента спустили регионам цифры, которых они должны добиться в течение следующих шести лет, Вы о чем думали?….Не было никакого федерального показателя. Вводился эксперимент на десять лет в четырех регионах. А мы говорили, что по мере эксперимента мы можем его постепенно расширять. О каких показателях? Вы установили федеральный показатель 2,4 миллиона? Вы разделили его по регионам! Вы, простите, установили все показатели! По эффективности труда, по производительности труда, по инвестициям! Вы установили эти показатели и спустили на регионы, не проговорив этого ни с одним из них! Это Вы сделали! И регионы будут их выполнять, будут и т.д. Вы это делаете, чтобы перенести ответственность с себя на регионы! Вот, что Вы делаете! Скажите, пожалуйста, если Вы говорили о федеральных показателях, о которых Вы так заботитесь, тогда как очутилось, что показатели количества само занятых, которое было спущено в Москве оказалось ниже, чем показатели само занятых в  Московской области? Как получилось так, что эти показатели оказались ниже, чем показатели в Татарстане! Как получилось так, что количество само занятых, которое было запланировано в Москве, в этих во всех республиках в течение шести лет не меняется? В течение первого года оно выходит на соответствующие показатели, а потом не растет ни на одного человека?

Заместитель министра (ЗМ): Методология учета по само занятым учитывает и наличие соответствующего теневого оборота. Там, где этого теневого оборота больше соответственно …

АМ: Напомните мне, пожалуйста, не о теневом обороте. Какое количество людей проживает в Москве, и какое количество людей проживает в Татарстане! Вы вообще понимаете, о чем Вы сейчас говорите! Вам сейчас подсказывают бред, а вы его здесь просто транслируете! Только Вам его подсказывают на ухо, а Вы его транслируете в интернете!

Представительница Татарстана: Я не согласна, что наши хорошие показатели соответствуют, свидетельствуют о том, что у нас большой теневой оборот. Просто, может, у нас лучше работает система муниципальной власти…

АМ: Я приношу извинения другим Комитетам. Просто Вы теперь понимаете, с чем нам приходится сталкиваться каждый день в своей работе с министерством экономического развития. Вот. Это исключение, чтобы Вы нам посочувствовали. Хорошо. Еще ответ. Про теневой оборот Вы как бы сказали. Еще какие причины?

ЗМ: Конечно же население Москвы и население других регионов….Они конечно же учитывают. И это берется в расчет. И….

АМ: Да, простите пожалуйста! Я Вас спрашиваю, почему Вы эти показатели установили. А Вы мне начинаете тут рассказывать! Я Вас еще раз! Вот как может быть, что показатель по количеству по самозанятым в Москве было меньше, чем в Татарстане, и меньше, чем в Московской области? Как может быть, чтобы это количество – все было достигнуто в этом году, а дальше не менялось ни на одного человека, ни по одному из этих регионов?

ЗМ: Андрей Михайлович…

АМ: Этот закон направлен на то, чтобы люди выходили «из тени»! И Вы считаете, что все, кто хотят, выйдут «из тени» в течение первого года, а в остальные пять лет выходить «из тени» не будут?

ЗМ: Ровно с учетом того…

АМ: Передайте привет Вашему заместителю, господину Живулину, который направил все это!

ЗМ: Андрей Михайлович, можно я вот все это прокомментирую. Методика основывалась на том, что учитывала объем теневого оборота, который в каждом конкретном регионе. Исходя из этого соответствующие индикации…

АМ: Я вот Вам еще раз говорю. Закон об эксперименте. Эксперимент еще не начался. Как Вы могли…Эксперимент хотя бы начался, как Вы могли даже  элементарно установить цифры по регионам!

ЗМ: А…

АМ: Простите, а Вы кто такая? (к даме за спиной заместителя министра)

ЗМ: Это…

АМ: Выйдите отсюда! Выйдите отсюда! Я ее не приглашал! Вы мешаете заместителю министра отвечать. Пожалуйста!

ЗМ: Андрей Михайлович! Еще раз….Когда мы говорим в том числе о проведении эксперимента, у нас и пилот в этом направлении. Безусловно, по результатам пилота будут сделаны соответствующие выводы. Первое. Второе. С 20-го года у нас должна начаться реализация этой программы в полном объеме по всей территории страны.

АМ: Это кто решил? У Вас закон принят? У Вас есть принятый закон о распространении на всю страну? Кто это решил распространить на всю страну? Вы откуда это взяли? Это Вы заявляете! Министерство экономического развития звонит в регионы, чтобы они требовали у нас распространить на всю страну. А может Вы займетесь своим делом? Потому что все прекрасно знаем…Вот простите, самое большое количество зарегистрировавшихся самозанятых – это таксисты. А между прочим, у нас с Вами существует то, что относится напрямую к ведомству – Министерству экономического развития. Это вопрос о том, что у нас на такси можно получить лицензию только тогда и тем, кто является индивидуальным предпринимателем. И у нас сегодня люди, которые приходят и становятся самозанятыми, рискуют тем, что их может остановить любой милиционер и сказать: «Ты не зарегистрирован как индивидуальный предприниматель. Иди отсюда!» Вы бы лучше своим делом занимались, создавали нормативную базу для того, чтобы люди, поверившие государству, могли не рисковать при этом! Вы бы посмотрели те нормы, которые определяют то, что люди говорят. Ну, хорошо. Мы будем. В Татарстане многие люди обращаются, простите. Кто-то торты печет, кто-то что-то еще. А когда они зарегистрируются, к ним как проверки будут приходить? По тем нормативам, которые у Вас сейчас есть? Вы же занимаетесь регуляторной гильотиной, слава Богу! Ну вот и подумали бы не только о прошлом, но подумали бы, что сегодня им мешает.

И Вы сейчас, когда не существует вот этой базы, подготовленной для самозанятых хотите бросить всю страну! Вы дезинформируете, Вы обманываете руководство страны на самом деле! Обманываете руководство страны, говорю совершенно ответственно!

Только закон может определить, на кого и как будет распространяться. И мы договаривались поправки к закону принимать после того, как мы подведем итоги эксперимента. Может, Вы скажите, что подвели итоги эксперимента? Скажите, пожалуйста, Вы подвели итоги эксперимента? Нет. Нет! Вы не подвели итоги эксперимента, но Вы уже так решили! Так, на каком основании, Вы, не подведя итоги эксперимента, докладываете руководству страны, что это можно распространять безболезненно на всю страну?

ЗМ: Андрей Михайлович, ну, доклады идут. Это промежуточные доклады. В рамках той информации, которая поступает. Ваши замечания в необходимости проработки этого вопроса более детально с регионами – мы услышали. И в рамках своей дальнейшей работы это замечание, безусловно, будет уточнено, и с теми регионами, в которых этот эксперимент не проводится.  Конечно, им будет уделено больше внимания по этому вопросу.

АМ: Уважаемые коллеги, я просил бы, первое, если Вы не возражаете, отразить в заключении Комитета, что, на самом деле, мы можем послушать специально налоговую службу, что реально эксперимент развивается успешно. Но, что предложения, которые сейчас делает Минэкономразвития, которые нужны лишь для того, чтобы оправдать тот бред, который был разослан в регионы, который был установлен в качестве цифр до начала эксперимента, не может служить основанием для скоропалительных решений.

Все решения о том, как продлевать режим самозанятых, могут быть приняты только после того, как будут подведены итоги и реально проверены эти итоги. И только после того, как они будут доложены в парламенте, после этого можно принимать решение о расширении.

Тем более, что это расширение может быть только за счет закона. Вот это, на мой взгляд, необходимо отразить, потому что сегодня люди спрашивают, что и когда будет. Мы не можем их обманывать. Один из немногих экспериментов, который реально реализуется. Кстати, благодаря Татарстану реализуется, где идет огромная работа. Благодаря руководству Москвы, Московской области, Калужской области, благодаря тому, что регионы реально не заставляют людей входить в эксперимент, а реально помогают людям поверить, что государство их не обмануло. Вот, мне бы очень хотелось, если Вы не возражаете, чтобы мы это отразили. А теперь – с точки зрения этой программы. С точки зрения самой программы. Я понимаю, что не закончили. Я просто не очень хорошо себя чувствую, поэтому буду вынужден уйти сейчас. У меня просьба по программе, коллеги. Мы должны с Вами понимать, что экономическое развитие и инновационная экономика – это программа, которая должна создать основу для прорыва в экономике.

Те предложения, которые министр экономического развития представил по ускорению развития, по росту ВВП в Правительство – это предложения, которые в очередной раз не имеют ничего общего с экономикой.

Так же как ничего общего с экономикой не имеют те статистические цифры, которые мы сегодня получаем. Мы сегодня обратили внимание на то, что Росстат дал данные по повышению доходов населения. Я хочу напомнить что, о том, что это будет мы предупредили всех, когда рассматривали отчет по исполнению 18-го года. Когда мы показали с Вами, как пять раз Росстат менял данные по фонду оплаты труда, точнее Минэкономразвития меняло данные по фонду оплаты труда. По существу, подгоняя их под те цифры, которые им были нужны. Сейчас мы имеем дело… И мы предупредили, что он занижен, он занижен до триллиона рублей, практически. По сравнению с теми фактическими данными, которые давал ФНС, и давал Пенсионный фонд. Вот сегодня мы видим результат того, что мы с Вами не ошиблись. Но, к сожалению, развитие экономики и предложения по развитию экономики делают сегодня люди, которые основывают свои данные «на подгонке» статистических цифр под свои личные задачи. Вот, мне кажется, в этой ситуации государственная программа «Экономическое развитие и  инновационная экономика»  не имеет никакого отношения собственно к экономике. Ни как к экономическому развитию, ни к инновационной экономике. Спасибо.